Дом-музей Бурганова

Московский Государственный музей «Дом Бурганова» представляет творчество выдающегося русского скульптора Александра Николаевича Бурганова. Его работы часто характеризуются нуарной атмосферой, сюрреализмом и глубокими эмоциональными переживаниями. Творчество признанного мастера мирового уровня выходит далеко за рамки привычных представлений о скульптуре. Его монументальные работы украшают площади городов по всему миру, а произведения станкового жанра хранятся в коллекциях крупнейших музеев. Музей Бурганова в Москве — это не просто выставочное пространство, а особый мир, созданный художником и наполненный его неповторимой энергетикой. Фантасмагорические, психоделические образы, рожденные фантазией скульптора, заставляют зрителя по-новому взглянуть на привычные вещи. Уникальная архитектура музея, спроектированная самим Бургановым, служит своеобразной сценографией, органично дополняющей и раскрывающей замысел мастера.Тут же представлена не только экспозиция работ Бурганова, но и его мастерская, где творческий процесс продолжается и сегодня. Здесь можно увидеть, как рождаются новые идеи. Особый интерес представляет личная коллекция художника, которая отражает широту его вдохновения.

Здесь собраны произведения искусства разных эпох и культур: античная скульптура, русское средневековое искусство, народное творчество, предметы из коллекций Западной Европы и Африки. Важно отметить, что творчество Бурганова неоднородно. Наряду с академическими работами, выполненными в традиционной манере, он создает совершенно необычные, авангардные скульптуры, которые свидетельствуют о его непрерывных экспериментах с формой и содержанием. Эта двойственность — отличительная черта народного художника России, академика и лауреата Государственной премии СССР, а также основателя собственной «бургановской школы композиции», которая объединила множество последователей.
В Музее Бурганова «в 1920-х временно селили съезжавшихся в Москву специалистов, необходимых для восстановления страны: инженеров, врачей, музейных работников.., — рассказывает Мария Бурганова. — Нам под музей передали руины этого здания. Александр Бурганов решил, что каждое окно должно быть индивидуальным, как памятник конкретному человеку, который внес вклад в культурное развитие страны. Так в окнах появились скульптуры — дань памяти тем, кто здесь когда-то жил.» Сам дом — настоящий сюрреалистический лабиринт, населенный причудливыми скульптурами. Руки, ноги и головы живут здесь собственной жизнью: сплетаются в гротескные узлы, тянутся друг к другу, множатся и трансформируются в фантастических существ. В музее представлены работы, выполненные в классическом стиле (Портрет И. А. Бунина, 1996 г.), в «суровом стиле» (Материнство, 1960-е гг.), и конечно, в стиле, получившем название «русская традиция сюрреализма».
Пройдемся по самым эксцентричным работам. Поездка в Италию в молодые годы оставила неизгладимый след в душе Александра Николаевича. Впечатления от увиденного нашли свое отражение в серии графических и скульптурных работ, созданных им по возвращении. «Пьета» — одно из произведений этого итальянского цикла. Эта композиция интересна тем, что в ней нет человеческих тел, это символ события, о котором напоминают драпировки. Этот прием художник использует практически в каждой работе для выражения разных эмоций, для чего он также прибегает к сочетанию несочетаемого. Яркий пример — скульптура «Букет», гимн молодости и красоте, жизни и искусству. Скульптор взял за основу произведения — образ девушки, у которого вместо головы — цветы. «Девушка и конь» — еще одна работа из итальянского цикла. Скульптура символизирует связь человека с природой, передает романтическое и поэтическое настроение, посвящена юности, любви, верности. Она отсылает к средиземноморским легендам и мифам, в которых конь является метафорическим образом юноши.
«Химера» в интерпретации Александра Бурганова — это превращение одного фантастического существа в другое. Скульптура предлагает подумать о противоречивости и изменчивости мира. Если обойти «Химеру» вокруг, можно увидеть совершенно разные образы — ноги человека, раскрытую пасть чудовища, драпировки. Изображения Бурганова не подчиняются никаким законам реальной анатомии и привычного визуального восприятия. Они меняют форму и находятся в постоянном превращении из одного состояния в другое.
«Высокий каблук» — это монументальная ступня на высоком каблуке возвышается, подобно арке или порталу в иной мир. Массивная форма и очертания черепа контрастируют с хрупкостью и изяществом женской ноги, рождая ощущение тревожного сюрреализма. Каблук, уходящий в небо, словно символизирует недостижимую вершину или стремление вырваться за пределы привычного.
«Сидящая» — как предполагает название, это сидящая женская фигура, закутанная в тяжелые складки одежды, словно скрывает от мира не только свое тело, но и мысли, эмоции. Ее поза статична, но не лишена внутреннего напряжения. Скульптура передает ощущение меланхолии, одиночества, погруженности в себя.
«Жест нищей» потрясает своей экспрессией. Изогнутое тело, протянутая рука с раскрытой ладонью – все говорит о мольбе, отчаянии, безысходности. Бурганов не сглаживает острые углы, не пытается приукрасить реальность. Он показывает нищету без прикрас, обнажая перед зрителем неприглядную сторону жизни. А скульптура «Сыновья» изображает двух матерей: одна ожидает ребенка, другая оплакивает не вернувшегося с войны, а внизу, погибшие солдаты.
«Письмо» — это послание, полное искренних чувств, форма общения сердец, разделенных пространством и временем, и работа Бурганова — напоминание о важном средстве информации, почти утраченном, но в то же время живом. Его конверт не существует сам по себе, он является некой знаковой формой при женском теле, заменяя для него голову. Иначе говоря, конверт — вместилище мыслей. Выглядывающую из него руку можно воспринять именно как мысль, заключенную в послании.
«Бегущая с птицей» открывает еще одну важную грань в творчестве мастера — это свидетельство его мифопоэтического восприятия мира. Обнаженная мчится в эфирном пространстве рядом с птицей. Она невесома, словно легко преодолела законы тяготения. Ее тело раскрывает свою сущность в том пространстве, где дышится легко, где обнаруживаются его скрытые возможности. Собственно, и зритель должен ощутить такую же легкость, ему надо так же воспарить не телом, а духом. Царство земного остается позади, в композиции на него намекают декоративно трактованные, почти в готическом вкусе, растения. Им противопоставлена драпировка, полощущаяся на ветру и срывающаяся с руки бегущей.
Александр Николаевич виртуозно владеет пластикой человеческого тела и умеет показать страшную красоту на анималистическую и анатомическую тематику. Особое место в его творчестве занимают темы несвободы, метаморфоз, двойственности человеческой природы. Клетки, трансформации, гипертрофированные черты лиц его персонажей — все это символы, отражающие сложность и противоречивость окружающего мира. Превращения свершаются на наших глазах: у падающего Икара одно крыло еще живое, другое уже мертвое, в «Рождении Пегаса» мифологический конь «рождается» из головы девы и т.п. Многие работы выглядят сурово, особенно есть смотреть на них вечером или ночью, но всё это подсмотрено из нашей жизни: лица натянуты, шпильки смертельны, губы перекачаны, эмоции наигранны. А композиция во дворе музея, представляющая собой своеобразное видение Лувра в интерпретации Бурганова, демонстрирует его философское осмысление искусства и его роли в жизни общества. Во дворе часть скульптур расположена в проемах арок, часть стоит на постаментах, часть подвешена на специальных тросах.
Арт-объекты Бурганова — это не просто застывшие формы, а истории, рассказанные языком пластики, вызывающие эмоциональный отклик и заставляющие задуматься о вечных вопросах бытия. В них нет однозначности, они открыты для разных трактовок, что делает диалог со зрителем еще более увлекательным и глубоким. Закончим этот обзор цитатой самого скульптора: «Мои скульптуры трагичны и зашифрованы, я понимаю трагическую сущность всего происходящего: что до добра еще очень далеко, и непонятно, будет ли оно когда-нибудь.»